Стоит ли экономить на обучении?

8 Августа 2020
·
мин. на чтение

Обучение специалистов новым методам наряду с приобретением современного оборудования должно быть приоритетным направлением в распределении бюджета лечебных организаций. При этом речь идёт не о формальной специализации с целью получения документа, а о реальном практическом обучении новому методу, после чего врач начинает работать в операционной на благо больным и на славу своего учреждения.

Обучение специалистов – неотъемлемая часть внедрения новых технологий в медицине и других профессиях.

Действительно, к чему покупать автомобиль, если никто в семье не умеет его водить? Это также бессмысленно, как отправляться в лыжный поход на Северный полюс, проведя ранее несколько лет наедине с телевизором. Между тем, администрация многих больниц в нашей стране крайне неохотно расходует средства на переподготовку специалистов, считая это необязательным. Деньги выделяют на закупку нового оборудования, ремонт помещений, медикаменты, но всегда неохотно – на обучение врачей. В результате современная техника простаивает, либо её используют непродуктивно.

В первую очередь это относится к специальностям, требующим в своей деятельности мануальных навыков: хирургия, гинекология, смежные специальности, которым невозможно научиться по книгам и журналам. В проблеме обучения врачей всегда присутствовало немало лукавства.

Сертификация, аккредитация, лицензирование на основании государственных образовательных документов – это одно. Реальное обучение практическим навыкам «из рук в руки», необходимое для работы в операционной - совершенно иное. В любом университете специалист получает базисные, в каком-то смысле формальные знания. Истинное образование начинается позже, при работе непосредственно на производстве.

Как происходит обучение молодых хирургов в реальной жизни?

Как и у кого они учатся оперировать?

Непосредственно у операционного стола, на дежурствах и днём, ассистируя старшим по опыту - ординаторам и руководителям отделений. Реже – профессорам и доцентам ВУЗов.

Так из поколения в поколение передаётся умение выполнять аппендэктомию, резекцию желудка, грыжесечение, холецистэктомию, прочие традиционные операции. При этом нет необходимости перемещаться за тысячи километров, расходуя собственное время и государственные средства.

А новые и новейшие технологии, которые буквально вчера появились в Европе и нашей стране? А сложные приборы и инструменты, требующие понимания и бережного обращения?

Зачастую этому невозможно научиться в родном городе или в собственной больнице. Нет специалистов, а если есть – те не всегда готовы поделиться своим умением: конкуренция всегда присутствует в любой специальности. За новыми технологиями зачастую нужно ехать в другой город, в один из Учебных Центров.

Чтобы принять новый метод из рук Учителя, побывать на операциях, задать необходимые вопросы и получить исчерпывающие ответы. Чтобы разобраться в устройстве каждого прибора и инструмента. Естественно, всё это требует определенных затрат со стороны лечебного учреждения, но другого пути нет.

В противном случае новое оборудование будет невостребовано и средства, затраченные на его приобретение, уйдут в песок. Другая ситуация – работа техники с явной недогрузкой. Аппаратуру следуют использовать максимально возможное количество часов в сутки, а после выработки ресурса – ремонтировать или менять. Так работает гражданская авиация – простой самолета на протяжении нескольких часов приносит огромные убытки. В Европе так эксплуатируют компьютерные томографы в медицине: один прибор на миллион населения, но как он загружен! В эндоскопической хирургии оборудование также недешево, поэтому должно работать, как минимум, ежедневно. Если с загрузкой не справляются хирурги, следует подключать специально подготовленных гинекологов, оториноларингологов, травматологов. Потребность в малоинвазивных технологиях есть в любой специальности! В нашей стране на обучение специалистов расходуются недопустимо мизерные суммы.

И это касается не только медицины. Возьмём для примера стремительно развивающееся информационно-компьютерное направление.

В Госсекторе, например, раскладка такая: 72,7% расходов уходит на приобретение компьютеров, 18,1% – на локальные сети, 5,5% - на подключение к глобальным сетям и лишь 1,8% бюджета идёт на обучение сотрудников. В результате столь неравномерного подхода учреждения приобретают большое количество оборудования, которое лежит мёртвым грузом, потому что, либо нет программного обеспечения, либо его используют с нарушением лицензионных правил, либо никто просто не умеет пользоваться этой техникой.

Результат можно проиллюстрировать следующими данными: согласно компетентным исследованиям, в госсекторе бессмысленные затраты на «железо» приводят к потере 48 млрд. рублей в год. На Западе соотношение расходов совершенно иное.

На обучение руководители организаций расходуют в 10 раз больше – от 18 до 20% положенного бюджета.

Профессор кафедры Эндоскопической и общей хирургии
Казанской государственной медицинской академии,
д.м.н., основатель учебного центра
«Эндоскопическая хирургия»
Федоров И.В.